«Уча других, мы учимся сами...» Л. Сенека

Подготовить урок для одноклассников, самим разработать проверочные задания, изучить историю живописи вместе со старшеклассниками – возможно? Конечно, когда в образовательном процессе используются активные методы обучений. 

Повышение активности личности в обучении одно из актуальных направлений в современной педагогической науке и практике. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

 

Выделяют 3 уровня активности:

• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов[1].

 

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

 

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

 

Как же это реализуется на практике. На уроках истории активное обучение может применятся уже с 5 класса. Сперва вместе с педагогом школьники разрабатывают уроки-экскурсии, учатся составлять план, работать с информацией, осваивают азы ораторского искусства и тайм-менеджмент. Потом можно разработать какую-то тему самостоятельно, продумав все этапы урока.

 

Дети хорошо откликаются на подобные формы уроков. Им интересно как участвовать в подготовке занятий, так и слушать одноклассников или старшеклассников. Нередко школьники придумывают нестандартные задания, новые подходы к пониманию той или иной темы. Подходят творчески к реализации поставленной задачи. Так для урока, посвященного античному театру пятиклассницы переоделись в древнегреческих муз, а для урока по Олимпийским играм нарисовали эскиз ипподрома, подготовили копии билетов. Совместная работа обогащает и педагога. Активное включение в процесс обучения позитивное влияет на мотивацию и усвоение знаний.

________________________________________________________

[1] Капаева О.М. Активные формы и методы обучения \\ https://infourok.ru/aktivnye-formy-i-metody-obucheniya-4338933.html