«Генезис плакатного искусства в годы Гражданской войны» или почему два учителя лучше одного.

В рамках изучения темы «Гражданская война» на уроках истории в 11х классах гимназии «Арт-Этюд» прошел интегрированный открытый урок, посвященный плакатному искусству. Урок провели учителя истории и искусства Мария Алексеевна Уфимцева и Александр Викторович Мутье.

«….Александр Алехин дает сеанс одновременной игры шахматистам Вермахта. Генерал признает свое поражение. На что Алехин говорит ему: «Вы поторопились, у вас еще есть шанс!». Тот отвечает «Какой шанс, у меня мат через три хода!». На что Алехин подходит к нему, на глазах у прессы и зрителей разворачивает доску и за несколько ходов выигрывает за него проигранную партию. Тот говорит: «Гроссмейстер, это потрясающе! Я снова сдаюсь!». «Вы поторопились!» - Алехин снова разворачивает доску и опять (в третий раз!) выигрывает эту уже пройденную партию[1]». С реконструкции этой истории начался необычный урок истории в 11х классах Гимназии «Арт-Этюд». Ведь на всякое событие надо стараться смотреть с разных точек зрения. Анализируя конкретные обстоятельства, используя различные исторические источники.

 

Необычность уроку придавал и тот факт, что вели его сразу два педагога: Александр Викторович Мутье (учитель истории) и Мария Алексеевна Уфимцева (учитель истории и искусства). На этот раз гимназистам предстояло познакомиться и проанализировать такой исторический источник как агитационный плакат. С самого начала урока гимназисты были поделены случайным образом на две группы: белые и красные. Выделилась так же группа экспертов, наблюдающая за ходом дискуссии. Учащиеся под руководством педагогов вникали в хитросплетения событий Гражданской войны в России, исследовали плакатное искусство, выявляли художественные и изобразительно-выразительные средства, которыми пользовались Белые и Красные при разработке своих плакатов.

 

Урок прошел насыщенно и динамично, за работой и интересной дискуссией 40 минут пролетели незаметно. В конце занятия гимназисты одарили своих педагогов аплодисментами, а учителя благодарили ребят за прекрасную работу.

 

Алена Чуева: «Урок был полезен, ведь плакаты часто встречаются в ЕГЭ.»

Михаэль Жолубовский: «Отличный способ изучения истории даже для тех, кто её не учил/ не любит/ не знает. Также здорово, что на каждую команду было по учителю, который помогал группе мыслить в правильном направлении. Ввод в тему через шахматы тоже был интересным ходом и понравился».

 

 

[1] Лекция В.Р. Мединского «Мифы о революции и Гражданской войне». Москва, МГИМО, 19 ноября 2015