Кавер-сэйшн в стиле «Бард-рок»

Конкурс «В стиле бард-рок», наверное, самый веселый и неформальный среди многочисленных  детских  музыкальных конкурсов нашего города. Приветствуется самобытность,  фантазия, увлеченность, авторство. Безупречное исполнение желательно, но  не обязательно. 

В программе конкурса  - выступления молодежных рок-групп и   команд  с песнями  рок-репертуара   в акустической аранжировке. Участники – школьники и молодые преподаватели по специальности, не имеющей пока официального статуса, а именно -  рок-бардовская песня. Конкурсу 10 лет. Он был задуман и  9 лет проводился в зале Гимназии «Арт-Этюд», а в 2017 году вышел на сцену Екатеринбургского   Концерт-холла «Свобода». И все эти годы  конкурс -  итог учебного года, обмен свежими находками, встреча с единомышленниками.

 

Есть такое понятие – барды. Слово нерусское,  но звучит очень притягательно! В том же ряду – скоморохи, странствующие музыканты, менестрели. К слову,  Орфей – это  тоже наш коллега, -  исполнитель авторских песен  в сопровождении лиры или кифары. Отечественные барды  - Александр Вертинский, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Городницкий и многие другие,  продолжили линию развития русского городского романса, возглавили  современное фольклорное движение в России. С появлением электронных инструментов, через творчество А. Макаревича и Б. Гребенщикова,  русская «самодеятельная песня», как тогда её называли, начала переход к «русскому року». Классики Русского рока – Виктор Цой и группа «Кино», группы «Наутилус помпилиус», «ЧАЙФ», «БИ-2», ДДТ  и  еще множество авторов, которые   создали  музыкально-поэтический жанр с элементами фольклора и применением новейших технических достижений.

 

- Нужно ли обучать этому  искусству детей?

Инерция педагогического и бюрократического мышления  давала мало шансов на  продвижение идеи.

- Помилуйте, не достаточно ли музыкальных школ! Пусть воспитываются на  гарантированных «классических образцах»!

- А если некоторые классические образцы немного несовременны? (даже страшно произнести!) и не увлекают детей (еще страшнее)? А если дети хотят не просто петь или играть на гитаре, а делать это одновременно?

- Зачем вам это? Займитесь чем-нибудь нормальным и не отвлекайте чиновников и  правильно воспитанных музыкантов!

 

Тем не менее, нашлась команда фанатов-преподавателей, вероятно, генетических потомков странствующих артистов, которая вполне успешно  преподаёт бардовскую песню  на уровне  клубов и студий, Домов  детского творчества,  музыкальных школ и гимназий.  Авторскую учебную программу «Бардовская песня» мне удалось создать и защитить в 2001 году.  Около 300 экземпляров программы разошлись по преподавателям Свердловской области и её окрестностей. Директор  Гимназии «Арт-Этюд» А.А. Семенова согласилась открыть отделение бардовской песни в Гимназии для обучения подростков пению и игре на гитаре. Вдохновленные нашим примером, подобные отделения были открыты в   школах Екатеринбурга, Каменска-Уральского, Нижнего Тагила, Режа, Первоуральска, Кушвы, Полевского. Мы безгранично  благодарны руководству областного методического центра по  художественному образованию 2000-х лет, В.Н. Матияшу и Л. И. Светличной, официально поддержавших данное  направление!

 

Преподавание  в гимназии «Арт-Этюд» велось на акустических гитарах, пока не удалось «разбогатеть» для приобретения  электрогитар и  «аппарата».   Нашей гимназии  помог депутат Нафик Фамиев через писателя Евгения Касимова. Он   подарил Гимназии «Арт-Этюд» денежные средства для приобретения  оборудования рок-группы. С  2010 года  наши барды смогли создавать рок-группы! В этом же году открылась  студия «Серебряные струны» в Нижнем Тагиле, смело  продвинувшая  методику обучения  на репертуаре англоязычной рок-музыки,  частные «Школы рока» в Екатеринбурге. А с  2011 года в  нашем конкурсе появилась новая номинация – рок-группы.

 

А вообще, нужно ли  детям обучение  бард-рок исполнительству? Может быть, им было бы полезнее ещё основательнее углубиться в подготовку к ГИА или ЕГЭ?  Нет, родители могут  не волноваться!  Дети получают  в процессе  обучения музыке уникальный опыт. Участие в  ансамблях с акустическими инструментами и  вокалом дает огромную радость, гармонизует личность, повышает настроение. Осмысление и запоминание  современных поэтических текстов ведёт к приобретению полезного  жизненного опыта для  людей  эпохи стремительных перемен. Приобретение  навыков мелкой моторики, развитие музыкального слуха и голоса, опыт общения в команде для достижения поставленной цели – это самый изысканный набор, превосходящий программы  «школ лидеров». Развитие творческого начала для наших учеников – каждодневная реальность. Творчество проявляется в выборе репертуара, коллективном создании музыкальной  аранжировки, сочинении песен. Артистизм  и самообладание воспитывается  при сценических выступлениях. А ещё – много навыков трудолюбия и  качественной работы  приобретают  дети, обучаясь у музыкантов. И где ещё дети  научатся запоминать и держать в памяти  десятки  поэтических и музыкальных текстов с устной подачи?  После таких занятий даже  речь учителя на уроках в школе  воспринимается лучше, легче пишутся сочинения, успешнее организуется время. Ученики,  обучаясь по нашей методике,  повышают показатели в школе,   успешно сдают экзамены, поступают в ВУЗы.

 

Преподаватели  бард-рок песни просто вынуждены постоянно  испытывать творческое горение. Появляются новые песни, а «прошлогодние»  устаревают. Есть, однако,  некий классический набор репертуара, прошедший испытание временем (наше время – после 90-х). Появляются новые группы и солисты, модные тенденции – во всем этом  преподавателю  необходимо разбираться  и быть впереди детей.

 

Итак, учебный процесс. Он движется по своим  законам,  по почти театральному сценарию. Перефразируем  строки  песни О. Митяева – «Учебный год - это маленькая жизнь». Начало года – завязка, интрига, мотивация. Середина года – радостный труд освоения музыкального  искусства. Конец года – итоговое событие, демонстрация и осознание своих достижений. Финал – радость  успешно прожитого учебного года с повышением самооценки учеников и преподавателей. Приблизительно так. Что может служить кульминацией сценария учебного года в его точке золотого сечения (как раз апрель-месяц, начало 4-й четверти)? Конечно, большой концерт, или интересный проект, или конкурс. Были концерты, были проекты. Мы готовили литературно-музыкальные композиции по творчеству Б. Окуджавы, В. Цоя, группы «Король и шут» и выступали с ними в школах и библиотеках.  Очень интересная форма для исполнителей и слушателей, требует целенаправленной подготовки в течение всего года.  И все-таки победил конкурс. Динамика соревнования, возможность общения со сверстниками из разных городов и членами жюри особенно привлекательны для молодежи.  И опять же необходимо поддерживать профессиональный статус в  виде дипломов конкурса  для аттестации, баллов  и прочих   доказательств своей полезности.

 

Известно, что прекрасные «раскрученные» конкурсы и фестивали  бардовской песни проводятся  в разных  уголках России. Мы не хотели создавать еще один подобный. Наш замысел  - «В стиле бард-рок». Счастливой находкой было согласие  Вячеслава Двинина, бас-гитариста  Екатеринбургской рок-группы «ЧАЙФ»,  возглавить жюри конкурса. Удача сопутствовала нам, и уже на первый конкурс  в Гимназию «Арт-Этюд» приехали команды из Каменска-Уральского, Полевского, Нижнего Тагила, Первоуральска, наши местные  исполнители.  Исполняли очень разный материал, были  авторы, преимущественно в бардовской манере,  пели вплоть до «неприличных» песен. Уровень выступлений был неровный  –  яркие  исполнители чередовались  со слабыми, имело место плохое владение гитарой, фальшивое пение, нелитературная лексика,  вызывающее поведение на сцене. Ежегодные встречи  на сцене Гимназии «Арт-Этюд» помогли  конкурсу выработать свои традиции, повысить качество исполнения,  найти  правильный репертуар.

 

В 2017  году на 10-м конкурсе  прозвучало 130  разных отечественных и англоязычных песен, авторские сочинения.    Мы услышали выступление 18 рок-групп Екатеринбурга и Нижнего Тагила, авторов и  исполнителей кавер-версий. Прослушивание прошло на сцене «атмосферного» концерт-холла  «Свобода», открыв новые перспективы музыкальному молодежному движению. Акустические исполнители, солисты и дуэты, малые и большие ансамбли, авторы и исполнители выступили частью  в «Свободе», частью -  на сцене Гимназии «Арт-Этюд».

 

Жюри конкурса  возглавили яркие, знаковые персоны нашего города: Вячеслав Двинин,  бас-гитарист рок-группы «ЧАЙФ» и  Татьяна Богина, главный редактор журнала «Веси»  и издательства «Банк культурной информации». В разные  годы  конкурс посетили и «пожюрили» Елена Бушуева, известный бард Екатеринбурга, Евгений Касимов, писатель,  Анна Мешкова, доцент Уральской  Государственной консерватории, Лилия Ивановна Светличная,  представитель   методического центра по художественному образованию Свердловской области, и не только они. Последние несколько лет  конкурсом заинтересовались  Александр Жемчужников, руководитель коллектива «Другой оркестр» и Антон Чернобровкин, директор концерт-холла «Свобода».

        

В итоге конкурс «В стиле бард-рок» стал  важнейшим звеном в цепи самосовершенствования  преподавателей и учащихся современного музыкально-поэтического направления.  Надеемся,  он вносит вклад также  в развитие современной  отечественной  музыки и поэзии, достойно занимая в этом процессе свою нишу.