Домашнее задание

хореографическое образование

преподаватель Савинцева С.Ф.


преподаватель Гунченко О.Н.

6 класс общего образования

7 класс общего образования

8 класс общего образования


Музыка для занятий классическим танцем:

Download
1 Плие.mp3
MP3 Audio File 3.9 MB
Download
2 Батман тандю.mp3
MP3 Audio File 2.5 MB
Download
3 Жетте.mp3
MP3 Audio File 5.4 MB
Download
4 Ронд де Жамп Партер_(Inkompmusic.ru).m
MP3 Audio File 6.8 MB

Download
5 Фондю.mp3
MP3 Audio File 5.3 MB
Download
6 Адажио.mp3
MP3 Audio File 3.9 MB
Download
7 Гранд батман.mp3
MP3 Audio File 1.6 MB

Download
Для обучающихся 1-2 класса
Презентация Классический танец. Смотреть
Microsoft Power Point Presentation 2.8 MB

Всем классам:

Смотреть
1) Фильм «Класс» — это история старейшего балетного учебного заведения в России — Академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой СМОТРЕТЬ

2) "Гала концерт ансамбля танца им Игоря Моисеева 2012" СМОТРЕТЬ

Терминология классического танца.

Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо орфографии и синтаксиса — правила классического танца. Это название появилось в России в конце XIX века. До этого балетный танец называли «серьезным», «благородным», «академическим».

 

Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.

 

Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины — французские.

 

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки.

 

Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца.

 

Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно. Экзерсис у опоры или на середине: - это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» и на середине учебного зала и состоит из одних и тех же элементов.

 

Терминология разбита на группы:

  1. Exercise у станка и на середине зала.
  2. Положения, направления, позы, дополнительные движения.
  3. Прыжки.
  4. Вращения.
  5. Театральный

 

Download
Терминологический словарь классического
Microsoft Word Document 52.3 KB

 

Exercise у станка и на середине зала

Термин классического танца

Произношение на русском языке

Значение термина

Примечание

Exercise

Экзерсис

От лат. exercitium – упражнение   

Комплекс тренировочных упражнений у станка или на середине зала

Preparation

Препарасьон

Подготовка

Подготовительное движение рук, ног, головы и корпуса, выполняемое перед началом упражнения

Demi plié

Деми плие

Plié - складывать, сгибать,

demi - половинный, неполный

Неполное, маленькое приседание, полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.

Grand plié

Гранд плие

Grand - глубокое, полное

Глубокое, полное приседание по позициям с отрыванием пяток от пола.

Battement tendu

Батман тендю

Battement – биение, взмах; tendu – натянутый

Отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрыва носка от пола.

Battement tendu jeté

Батман тендю жете

Jeté - бросок

Бросок вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление.

Rond de jambe par terre

Ронд де жамб пар терр

Rond – круг, de jambe – нога,

terre - земля

вращательное движение ногой, описывающей круг носком по полу.

Battement soutenu

Батман сотеню

Soutenir – поддерживать soutenu – непрерывный 

непрерывное, слитное движение при котором вытянутая (или через sur le cou-de-pied) работающая нога медленно открывается в то время как опорная нога сгибается. При вытягивании опорной ноги работающая нога снова закрывается в исходную позицию. Исполняется во всех направлениях.

Battement fondu

Батман фондю

Fondu – таять

мягкое, тающее, плавное движение, состоящее из одновременного сгибания и вытягивания коленей (рабочая нога с воздуха приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади, а затем вытягивается в заданное направление).

Battement frappe

Батман фраппе

Frappe – ударять

Ударяющее движение рабочей ноги в момент сгибания по опорной ноге на sur le cou-de-pied (обхватное спереди, сзади) и открывание носком в пол или на высоту 45° в заданное направление.

Battement double frappe

Батман дубль фраппэ

Double – двойной

Движение с двойным ударом.

Petit battement

Пти батман

Petit – маленький

Поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение sur le cou-de-pied спереди и сзади опорной ноги.

Battement battu

Батман батю

Battu – битый, разбитый

Ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или по щиколотке опорной сзади. При ударах, в отличие от battements frappe, колено работающей ноги не разгибается. Обычно battements battus исполняется на efface вперед, назад.

Rond de jambe en l'air

Ронд де жамб ан лер

L'air – воздух

Круговое  движение нижней части ноги (от колена) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

Adagio

Адажио

Медленно.

Часть классического урока, состоящая из плавных движений, пируэтов, различных поз, связно перетекающих из одной в другую. Слитная связка на 32, 64 такта.

Battement relever lent

Батман релеве лян

Relever – подъём,

lent – медленно

Плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° и выше вперёд, в сторону или назад.

Battement developpe

Батман девлопе

Развёрнутый

Движение, в котором работающая нога скользит из V позиции носком по опорной ноге до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад, а затем возвращается в V позицию.

Grand battement jeté

Гранд батман жете

Grand – большой, 

jeté - бросок

Бросок вытянутой ноги на максимальную высоту в нужное направление.

 

 

Положения, направления, позы, дополнительные движения

 

A la seconde

А ля сгон

Второй

Поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.

Allongee

Алонже

Удлинённый, вытянутый, продлённый

Приём классического танца, основанный на распрямлении закруглённых позиций рук, означающий вытянутое, удлиненное, завершающее движение рукой, кисть повернута ладонью вниз.

Aplomb

Апломб

Устойчивость

С одной стороны умение сохранить положение, равновесие, исполняя движение. С другой стороны уверенная, свободная манера исполнения.

Arabesque

Арабеск

Название происходит от стиля арабских фресок – узорчатый орнамент.

Поза классического танца, при которой вытянутая нога отводится назад  на 45°, 60°, 90° или 1200, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска. Существует 1, 2, 3, 4 арабеск.

Attitude

Аттитюд

Поза, положение фигуры

Рабочая нога поднимается вверх вперед или назад с полусогнутым коленом.

Arrondie

Аронди

Округлённый

Округлённое положение руки.

Balance

Балансе

Качать, покачиваться

Покачивающееся движение с переступанием с ноги на ногу. Может исполняться из стороны в сторону, вперёд и назад.

Balancoire

Баленсуар

Качели

Броски рабочей ноги на 450, 900 или выше, проходящей  через I позицию вперед и назад и повторяющиеся несколько раз. Применяется в battement jete, grand battement jete. Во французской школе большие батманы balançoire называются grands battements en cloche (т.е. колокол).

Battement aveloppe

Батман авлоппе

Прямого перевода не имеет

Противоположное battement developpe движение, рабочая нога из открытого положения через passe опускается (закрывается) в заданную позицию.

Battement retire

Батман ретире

Снять, удалить

Перенос через скольжение рабочей ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.

Bras

Бра

Рука

От плеча до кисти.

Coupe

Купе

Coup – толчок, удар; couper -   дословно    «режущее»

Указывает на отрывистый, быстрый характер движения. Вспомогательное движение перед прыжком или другим pas. Представляет собой быструю подмену ног и даёт толчок к исполнению следующего движения.

Croisee

Круазе

Скрещивать

Положение корпуса, при котором ноги скрещены, одна нога закрывает другую. Закрытая поза для зрителя. Круазэ может быть вперёд и назад.

Degage

Дегаже

Извлечённый, высвобождённый

Отведение ноги в нужное направление, на нужную высоту (по принципу battement tendu) и последующий переход на неё с переносом корпуса. Может исполняться как с demi plié, так и без него.

Demi

Деми

Средний, небольшой.

Указывает на неполное движение.

Demi plié releve

Деми плие релеве

 

Два движения, составляющие неразрывное целое – полуприседание c последующим подъёмом на полупальцы или пальцы.

Demi rond

Деми ронд

Неполный круг

Полукруг (носком по полу, на 450,  90° и выше).

Dessus-dessous

Десю-десу

Сверху-снизу

Указывает на направление движения. Под-над, или сверху-снизу.

Double

Дубль

Двойной

Термин, указывающий на двойное исполнение танцевального па: double battement tendu двойной нажим пяткой , battement double frappe  двойной удар и т.п.

En l'air

Ан лер

На воздухе

Термин, указывающий на то, что движение исполняется по воздуху.

Ecarte

Экарте

Раздвигать

Поза в классическом танце, в которой тело танцовщика развёрнуто по диагонали. Одна нога поднята в сторону, корпус отклонён от поднятой ноги; рука, соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II. Если голова повёрнута в направлении поднятой ноги, то поза называется ecarte вперёд, если от неё — ecarte назад.

Efface

Эфасе

Сглаживать

Поза в классическом танце, открытая для зрителя. Efface может быть вперёд и назад.

En dedans

Ан дедан

Внутрь

Направление движения или поворота к опорной ноге, внутрь, в круг.

En dehors

Ан деор

Наружу

Направление движения или поворота от опорной ноги, наружу,  из круга.

En face

Ан фас

Прямо

Прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant

Ан турнан

От гл. вращать

Указание на то, что движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным.

Epaulment

Эпольман

 От épaule – плечо

Положение корпуса, при котором фигура развёрнута в 3/4 оборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. Различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый), которые являются исходным положением при образовании основных поз классического танца, а также при исполнении большинства танцевальных па.

Glisser

Глиссе

 Скользить

Шаг, при котором носок скользит по

полу из V позиции в IV или переходит tombe на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам.

Lent

Лян

Медленный

Термин, указывающий на характер исполнения pas. Например: tour lent, releve lent.

Par terre

Партер

На земле

Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.

Pas

Па

Шаг

Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.

Pas couru

Па курю

Бежать

Мелкий бег, вспомогательное движение в танце. Используется для связи отдельных частей.

Pas de bascue

Па де баск

Шаг басков

Для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется с одной ноги на другую, с проскальзыванием вперёд (назад) в V позиции.

Pas de bourree

Па де бурре

Набивать, пичкать

Чеканные или слитные мелкие танцевальные шаги, исполняемые с переменой или без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом.

Pas de bourree suivi

Па де бурре сюиви

Suivi –последовательный, связный

Мелкое переступание на полупальцах или пальцах с продвижением по V позиции.

Passe

Пассе

Проводить, проходить

Путь прохождения рабочей ноги из одного положения в другое. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через I позицию — passe par terre.

Petit

Пти

Маленький

Указание на то, что движение является малым движением. 

Pique

Пике

От гл. ужалить, тыкать

Легкий укол кончиками пальцев  рабочей ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

Pounte

Пуанте

Носок, пальцы

Касание носком.

Pour les pied

Пур ле пье

Для ног

Опускание пятки рабочей ноги (нажим) или сокращение стопы, открытой вперед, назад или в сторону приемом battement tendu.

Port de bras

Пор де бра

Ношение руки

Движения рук, с участием поворота или наклона головы и корпуса.

Relevé

Релеве

Поднимать, возвышать

Подъем на пальцы или полупальцы.

Renverse

Ранверсе

Опрокидывать, переворачивать

Резкое перегибание, опрокидывание корпуса в сильном перегибе в основном

из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant. Исполняется как en dehors, так и en dedans.

Sur le cou-de-pied

Сюр ле ку-де-пье

На «шее» ноги (на щиколотке)

Положение согнутой рабочей ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги) опорной ноги спереди или сзади.

Temps lie

Тан лие

Lier –связываться, соединять

Комбинация движений, которая вырабатывает слитность и скоординированность  движений. Маленькое адажио, состоящее из переходов с ноги на ногу скользящими шагами, которым соответствует определённое port de bras.

Tombée

Томбэ

Падать

Падение, перенос тяжести корпуса с устойчивого положения одной ноги на другую - открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.

 

 

Позы в классическом танце могут быть малые (когда рабочая нога находится на полу) и большие (рабочая нога поднимается). Основные позы классического танца: a la seconde, 4 вида arabesque: attitude, croisée, efface, ecarte, epaulement.

 

Прыжки

 

Allegro

Аллегро

Быстрый, веселый, радостный

Часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Assemble

Ассамбле

Соединять, собирать

Прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в воздухе.

Ballon

Баллон

От balle – шар

Способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, танцовщик как бы замирает в воздухе.

Battus

Батю

Битый, разбитый

В прыжковых движениях указание на их усложнение ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую. Например: échappe battus, assemble battus, jeté battus и др.

Brise

Бризе

Разбивать, раздроблять

Маленький прыжок из раздела прыжков с заносками из V позиции с продвижением вперёд или назад за ногой. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).

Cabriole

Кабриоль

Кульбит, прыжок

Прыжок, когда в воздухе одна нога подбивает другую снизу вверх один или несколько раз.

Changement de pieds

Шанжман де пье

Смена, перемена ног

Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на небольшом прыжке, а также и в grand changement de pied.

Echappe

Эшапе

 

Прыжок из V позиции с раскрыванием ног  во II или IV  позицию во время приземления и собиранием ног обратно в V позицию после второго отталкивания.

Elevation

Элевация

Возвышение, возвышенность

В классическом танце означает высокий прыжок.

Емвоiте

Амбуате

От фр. emboiter le pas – идти следом

Перескоки с ноги на ногу, при которых смена ног происходит в воздухе (ноги могут быть как вытянуты в коленях, так и присогнуты, могут приходить в положение sur le cou-de-pied).

Entrechat

Антраша

От ит. intrecciato – плетённый, скрещенный

Прыжок с заноской. Во время прыжка ноги скрещиваются между собой в воздухе в V позиции. Разновидности: royal, entrechat trois, entrechat quatre entrechat cinq, entrechat six, entrechat huit.

Glissade

Глиссад

От glisser –скользить

Партерный скользящий прыжок без отрыва от пола, с продвижением за открываемой ногой в сторону, вперёд или назад. Служит подготовкой (preparation) для больших прыжков.

Grand jete

Гранд жете

Большой бросок

Прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение шпагата.

Jete entrelace

Жете антрелясе

Entrelacer -   переплетать, вплетать

Вид перекидного прыжка с одной ноги на другую, во время которого ноги забрасываются поочередно в воздух, как бы переплетаясь. Возможно исполнение с заноской, а так же двойное (double) с приземлением в arbesque или IV позицию.

Pas ballonne

Па балонэ

Раздувать, раздуваться;

Продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.

Pas ballotte

Па балоттэ

Качать, качаться

Прыжок с переменой ног, во время которого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de pied и вытягивается в заданное направление (вперед или назад), другая опускается на пол в demi-plie. Корпус уклоняется от рабочей ноги.

Pas chasse

Па шассе

Гнаться за, охотиться

Партерный прыжок с продвижением во всех направлениях, во время которого одна нога как бы догоняет другую ногу, соединяясь в V позиции в наивысшей точке.

Pas ciseaux

Па сизо

От ciseaux – ножницы 

Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через I позицию резко проводится в arabesque.

Pas de chat

Па де ша

Кошачий  шаг

Прыжок, исполняется с подгибанием ног в воздухе. Grand Pas de chat (итальянское) — выбрасывание передней ноги через passe выше 90° (в шпагат).

Pas de poisson

Па де пуасон

Poisson – рыба 

Прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке. Отличается сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.).

Pas failli

Па файи

Подсекать, присекать

Прыжок с двух ног на одну. Для failli характерна сложная координация движений корпуса, ног и головы. Прыжок начинается épaulement croisée, в воздухе происходит быстрый поворот тела в положении effacé, a завершается прыжок в épaulement croisée с другой ноги. В момент прыжка руки и голова меняют положение и придают failli лёгкость и красоту. Failli может быть самостоятельным па, а также служить подходом для больших прыжков, например: grand pas assemblé, grand pas jeté.

Revoltade

Револьтад

От итал. rivoltare – переворачивать

Прыжок с переносом ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается преимущественно в мужском танце. Выполняется с поворотом тела en dehors и одновременным броском ноги вперёд на 90, через которую переносится по I позиции толчковая нога. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 900. Тело исполнителя во время взлёта принимает почти горизонтальное положение. Revoltade имеет несколько видов.

Saute

Соте

От sauter – прыгать, подпрыгивать

Прыжок с двух ног на две ноги с сохранением позиции в воздухе и приземлении. Исполняется по I, II, IV и V позициям.

Sissonne

Сисон

Прямого перевода не имеет

Разновидность прыжка, разнообразного

по форме и часто применяемого. Исполняется на среднем и большом прыжке, на месте, в продвижении, с поворотом в воздухе (en tournant).

Sisson ouverte

Сиссон уверт

От ouvertement — открытый

Это pas является развитием sissonne simple, т.е. в конце приземления из положения sur le cou-de-pied рабочая нога открывается на 45° (или через passé на 900) — в сторону, вперед или назад. Исполняется на месте или в продвижении.

Sissonne fermee

Сисон ферме

Закрыть, запирать

Закрытый, небольшой прыжок в продвижении вперед, назад, в сторону, во время которого рабочая нога приемом jete открывается на высоту 45°. Когда опорная нога приземляется, рабочая закрывается в V позицию (практически одновременно).

 Sissonne fondu

Сисон фондю

Тающий

Выполняется из V позиции по направлению вперед, назад или в сторону, во время которого рабочая нога приемом jete открывается на 90° и мягко, чуть-чуть сдерживаясь, закрывается в V позицию в характере fondu .

Simple

Семпль

Простой

Указание на то, что из группы однотипных движений исполняется самый простой вариант. Sissonn simple, pas de bourree simple.

Sissonne simple

Сисон семпль

Простой

Простой прыжок с двух ног на одну. Во время прыжка ноги соединены вместе, колени и пальцы вытянуты. Вовремя приземления рабочая нога приходит в положение sur le cou-de-pied.

Sissonne tombee

Сисон томбе

От гл. tombe - падать

Прыжок с двух ног на одну из V позиции с падением вперед, назад, в сторону.

Saute de basque

Cо де баск

Прыжок баска

Прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе. Выполняется с поворотом тела en dedans на полкруга и одновременным броском ноги в сторону на 90, опорная нога подводится носком к колену. Завершается полный поворот приземления на ногу, выполнявшую бросок. Saute de basque делается на высоком прыжке, исполняется также с двумя оборотами в воздухе.

Temps leve

Тан леве

lever –поднимать  

Прыжок на двух ногах по любой позиции. Обычно прыжок повторяется несколько раз.

 

 

Вращения

 

En tournant

Ан турнан

В повороте

Указание на то, что движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным.

Fouette

Фуэте

Стегать, сечь

Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая в воздухе рабочая нога во время поворота резко сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается — стремительное хлёсткое вращение.

Piroutte

Пируэт

Юла, вертушка

Вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, полный оборот (или несколько оборотов) танцовщика на месте, на полупальцах или на пальцах одной ноги.

Tour

Тур

поворот

Поворот; оборот тела вокруг вертикальной оси на 3600.  Различают: тур на полу (piroutté) и тур в воздухе (tour en l'air).

Tour chaines

Тур шене

Сцепленный, связанный

 

Быстрые повороты вокруг своей оси, следующие один за другим, исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на полупальцах и на пальцах. Одна нога обгоняет другую, в результате чего получается непрерывное вращение (цепочка).

Tour en l`air

Тур ан лер

 

Прыжок, при котором в воздухе совершается один или несколько поворотов вокруг вертикальной оси.

 Tour lent

Тур лян

Медленный поворот

Медленный поворот на одной ноге в больших позах arabesque, attitude, à la seconde, croisée и effacée вперёд, écartée. Поворот исполняется на целой стопе, на полупальцах и также на demi plié. Существует вариант вращения при котором первоначальная поза меняется на другую во время поворота.

 

 

 

Театральные

 

Хореография (от греч. choreia — танец, хоровод и grapho — пишу) — искусство танца (в широком понимании), а также композиция и постановки балетных танцев.

 

Танец     (от нем. tanz) – выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.

 

Coda

Кода

 

Быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией.

Corps de ballet

Кордебалет

От corps – тело и ballet – балет

Коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.

Divertissment

Дивертисмент

Увеселение, развлечение

1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного;

2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).

Entree

Антре

Вступление, выход на сцену

В балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.

Variatio

Вариация

От лат. variatio – изменение

Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых. Как правило, вариация  часть pas de deux, pas de trois, grand pas, но возможны и как самостоятельные эпизоды.

Libretto

Либретто

От итал. libretto – книжечка   

Изложение сюжета балета в программе спектакля, которая помогает зрителю понять происходящее на сцене действие. Практикуется в музыкальных театрах с начала 17 в. Иногда неправомерно используется как синоним сценария.

Pas d`actions

Па д'аксьон

Действенный танец

Cложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно сложилась форма pas d’action, состоящая из entree, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций и общей коды.

Pas de deux

Па де де

Танец вдвоём

Танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.

Pas de quatre

Па де катр

Танец вчетвером

Танцевальный номер, включающий в себя четырёх исполнителей.

Pas de trois

Па де труа

Танец втроём

Танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.

Premier

Премьер

Premier – первый 

Солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год).

Révérence

Реверанс

Глубокое почтение, уважение, благоговение

Жест приветствия. Танцоры практически всегда делают реверанс в конце своего выступления, чтобы показать благодарность и/или признать аплодисменты аудитории. Часто выполняются два реверанса подряд в разные стороны. В конце и/или в начале занятия в балетном классе традиционно ученицы также делают книксен или реверанс учителю и пианисту в знак приветствия или благодарности за преподанный урок. Женский реверанс отличается от мужского. Со временем реверанс был заменен книксеном: женщина чуть сгибает свои ноги в коленях и делает лёгкий кивок. Приседание в книксене не столь глубокое, как в реверансе, и выполняется быстро. Согласно викторианскому танцевальному этикету, женщина всегда делала книксен перед началом танца.